Новости:

Форум SMF только что установлен!

Главное меню

Христианство или паулианство?

Автор LVXADONAI, 25 февраля 2022, 08:23

« назад - далее »

LVXADONAI

Это очень спорно и способно вызвать много возмущения, поэтому сразу говорю – это лишь поток рассуждений, вот и все. И это касается одного соображения – христианство в современном мире мало имеет общего со словами Христа. Разумеется, это н вопрос исторической достоверности и в подобной теме исходим из того, что он был, жил, и слова, записанные в Евангелиях – именно его слова. Иначе и говорит не о чем.

И суть, прежде всего в вопросе, можно ли считать Иисуса одним из учителей человечества, на основании того, что он создал огромную мировую религию И тогда вопрос в том, создал ли ее Иисус...

И в нагорной проповеди записано много интересного, что слабо  сходится с  современной религией. Например:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков – не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»,
Пришел не нарушить, не отвергнуть, а исполнить, и пока существуют небо и земля, ни одна заповедь закона не исчезнет – Закона Моисея, где их 613, включая субботу, обрезание, кошерную пишу и все прочее, и тут явно Иисус  не отрицает это, а призывает к соблюдению! Причем более строгому соблюдению, чем было до того:

«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.
Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду».
А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду,
кто же скажет брату своему «безумный», подлежит геенне огненной».

На последнее стоит обратить внимание – человека тут предлагают судить не по вере, а по делам и даже за просто выражение злобы, он может лишиться спасения.

И закон не отмене – закон сделался строже, по словам Иисуса. Но христианство как раз от этого закона и отказалось.

Иисус говорит, что молиться надо уединенно, за закрытой дверью, коротко  и по делу – потому что длинно молятся язычники, а на людях – лицемеры. И что молиться надо Отцу – то есть Яхве:

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им».

И он не говорит, что нужно устраивать длинные коллективные молебны и молиться святым (то есть умершим людям), ему самому или его матери.

И предлагает жить не думая о деньгах, уповая только на бога, не думая даже о еде и одежде:

«Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть»? или «что пить»? или «во что одеться?»,  потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне».

И учит любить врага и не отвечать злым на зло, насилием на насилие: 

«любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»

То есть образ жизни, к которому он призывает - аскетизм и пацифизм. И пока не видно, что бы этим словам следовали.

И со всей очевидностью христианство существует со времен Христа, до него религия поклонения Яхве – иудаизм.  Иисус – иудей, обрезанный на закону иудаизма, что порой шокирует кого-то, почему-то, хотя это четко  прописано в Евангелиях и даже существует по такому поводу праздник – Обрезание Господне.

Он проповедует в синагогах, его называют учитель – в оригинале «равви», то есть «раввин»: «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь».

Он проповедует  полностью в духе иудаизма того времени. Гиллель, еще один иудейский проповедник 1 века учит, например: «То, что ненавистно тебе, товарищу своему не делай. Это вся Тора, все остальное – пояснения к ней»

А Иисус почти повторяет те же слова: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Таких примеров много настолько, что среди евреев его и сейчас порой считают  одним из первых раввинов. И он  не отменяет, а реформирует иудейский закон, требуя его менее формального, но более строго соблюдения.

И поскольку проповедует он иудеям, то обращаясь к ним он никак не может использовать те понятия, которые в слова вложили через века после него и выражать взгляды которых еще нет – все, что он говорит, он говорит иудеям на понятном им языке, и вкладывает именно то значение в слова, которые понятно его аудитории – иудейское.

И что бы адекватно судить о сути его слов, надо судить как иудей – и помнить, что христианства до Христа не было.

Да, кто-то вспомнит пророчества, например, из Ветхого Завета, где написано: «дева родит сын и его назовут Эммануилом». Вроде как «дева» -  это «девушка», то есть «девственница и это предсказание прихода Иисуса! Правда имя не то и пророчество подписано, о ом оно  - о конкретном иудейском правителе, который будет воевать с ассирийцами,.

Но вот его текст в оригинале: «לָכֵן יִתֵּן אֲדֹנָי הוּא, לָכֶם--אוֹת: הִנֵּה הָעַלְמָה, הָרָה וְיֹלֶדֶת בֵּן, וְקָרָאת שְׁמוֹ, עִמָּנוּ אֵל».

Там слово «העלמה» - это не девственница, а «девушка» в смысле «молодая, незамужняя» -
Примерно как мисс или сеньорита.  А девственница – בתולה. И этого слова тут нет, но именно оно обозначает девственницу, например:

וְהַנַּעֲרָ טֹבַת מַרְאֶה מְאֹד בְּתוּלָה וְאִישׁ לֹא יְדָעָהּ וַתֵּרֶד  - девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Вот это девственница.

А в пророчестве об Эммануиле написано «молодая, незамужняя, девушка родит сына», а вовсе не девственница, так что это точно не про Иисуса.

Так что христианство – после Христа, иудаизм – то  того, и суть о смысле идей и значении терминов Евангелия можно лишь с позиции иудея, поскольку писали эти тексты люди, которые имели ввиду именно иудейское понимание, а не более позднее, которого просто еще не было.

И это касается самого понятия «Христос». Это н имя, это версия слова «машиах». Машиах – иудейское понятие, слово буквально значит «помазанник» - помазенник на царство, правитель, властелин. Искаженное на греческий манер оно превратилось в слово «мессия», а буквально переведённое на греческий – в «христос». То есть «христос» - это перевод слова «машиах». Так что Иисус Христос – это Иисус Машиах.

И машиах это не бог и не сын божий! А человек, великий, самый важный в истории – но человек.


Есть пророчества о машиах,  фразы в Ветхом Завете – то есть Танахе - давно собранные по кускам и истолкованные, говорящие, как узнать, кто машиах. Узнать по делам – кто все сделает, причем за время своей земной жизни, по прибытии (ссылки на второе пришествие и прочее – не вариант),  то и машиах – мессия – христос. Примечательно, что Иисус этих пророчеств не исполнил.

Пророчеств штук сорок, среди них:

Машиах станет правителем (буквально, политическим лидером)
принесет мир всем народам
при нем воцарится праведность, единая вера,
не станет грабежей и притеснений
будет восстановлен иудейский храм.

Ничего из этого не было исполнено! Хотя находят сотни пророчеств о машиахе в Новом Завете, и говорят, что Иисус исполнил их, но это то, что написано после него и под него, задним числом. А машиах – тот, кто исполнит обещанное до него. Станет царем иудеев, принести мир на всю Землю:

«и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»

Называл ли Иисус  сам себя машиахом? Нет. Но он сказал:

«не думайте, что я пришел принести мир,  не мир но меч принес я вам!»  - машиах принесет мир, а Иисус  прямого говорит иудеям, знающим эти пророчества – «не думайте, что я тот, кто принес мир»,  то есть «не думайте, что я машиах».

И машиах – это будущий царь  иудейский,  Но у иудеев в то время уже есть правительств – ими правит Рим. И Рим надо свергнуть, что бы воцариться. Итак что для Рима машиах – потенциальный претендент на власть, потенциальный источник мятежа!

Почему казнено именно Иисус? Проповедников было  множество, а казнили его. Потому, что хотя он и не называл себя машиахом, называли его так другие, его назвали Царем Иудейским – это попахивает мятежом.

И такие мятежи – реальность, а не теория. В 132-135 года гремела Вторая Иудейская Война – восстание, поднятое следующим кандидатом в машиахе, машиахом Бар-Кохбой, которыми именно назвал себя машиахом и поднял мятеж, что бы свергнуть Рим и воцариться. Кто не правитель - то не машиах!
А еще один кандидат в машиахи, Иехуда Галилеянин, основал движение зелотов,  которое так же ставило своей целью сбросить Рим и было не против партизанской войны и насилия. И это первый век, считанные годы после Иисуса!
То есть машиах /мессия / христос – это фактор политической не стабильности в глазах Рима, это реальная опасность и потенциальны мятежник. И не удивительно, что его быстро казнили.
Что получается в итоге?

В конце прошлой, начале новой эры, в Иудеи было много проповедников, в том числе один из первых раввинов, иудей, выходец, скорее всего из фарисеев или  ессеев,  Иешуа, на греческий манер называемый Иисусом.
В  молодости он присоединился к религиозной группе своего двоюродного брата, Иоанна Крестителя, принял крещение (то есть посвящение в эту религиозную группу, в ту разновидность иудаизма, которой учил Иоанн), и, возможно, был там объявлен машиахом - как потом Натан из Газы объявит машиахом Саббатая Цви.

Но сам себя он машиахом явно не называет, даже подчеркивает, что он не намерен и пытаться исполнить мессианские пророчества, то есть он не претендует на то, что он мессия.
Он учит строгому соблюдению всех заповедей Закона Моисея, проповедует иудаизм, и требует соблюдать его правила еще строже, чем раньше, потому что пока небо и земля существуют – Закон не будет изменен и ни одну заповедь нельзя нарушить. Он ни слова не говорит о том, что Закон отменен или что он создает новую религию, вместо иудаизма – наоборот, он делает иудаизм более строгим и менее формальным.
Но его считают машиахом, и машиах – это политическая фигура и его появление чревато мятежом и что бы подавить возможный мятеж на корню, римляне его убивают.
Небольшая группа его последователей хранит христианство – учение Христа, пока устное, а потому переменчивое. Его последователи, как и сам Иисус и его апостолы иудеи, которые верят в Христа, но пока еще не перестали быть иудеями. Ранние христиане е воспринимали себя как носителей новой религии – они лишь приняли новую версию иудаизма, новое мессианское учение.
Но в глаза других иудеев  они уже не иудеи, а потому  они утратили устную передачу, которая была в иудаизме. Тексты для иудаизма – лишь первый уровень ПАРДЕС, первый уровень из четырех, на которых познается религия, начальный. Все самое важное и  главное передавалось устно, как, например, иудейское учение о реинкарнации, потерянное христианством вместе с потерей доступа к устной передаче. 
Апостол Павел, живущих после Иисуса и не встречавший его никогда, от рождения носит имя Саул, он иудей,  и враг христиан, преследующий их. После смерти Иисуса, через годы, он получает видения, которые обращают его в Христианство и становится апостолом Павлом. Он не один из12 апостолов или последовавших за ними 70, он не знал Иисуса никогда, но он, но вместе с Петром,  важнейший, первоверховный  апостол.
Он принимает новое  учение, новое течение иудаизма, активно проповедует его, внося много своего, изменяя и переделывая учение Иисуса, превращая его из набор апроповедей и поправок к иудаизму в новую  организованную религию.
Им написаны Послания, о нем написаны тексты в Деяниях апостолов
Он фарисей – и он это подчеркивает, говоря: « я фарисей и сын фарисеев»  - в сцене, где он обращается к иудеям, и объясняет, что он свой, такой же, как они,  и его стоит выслушать.
И он гражданин Рима, и когда римляне собираются выпороть его кнутом, вспоминает про это и говорит, что римлянина нельзя просто так выпороть, как простого иудея: «Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да».
Он первым обвинил других иудеев в том, что они убили бог, его слова: «те от Иудеев, которые убили  Господа Иисуса». Он внес массу своих идей – помним, что Иисус говорил о пацифизме, аскетизме, уединенной молитве и спасении, для которого важны дела. И не говорил ничего о том, что его жертва спасет всех и исцелит первородный грех – хотя бы потому, что он еще не был распят.  У него нет ничего подобного. Но есть у Павла.
Именно у Павла толкования смерти Христа как искупительной жертвы. В это время, кстати, учения о Троице еще нет –высказывались идеи такого рода, но отрицались  самими христианами,  пока только в 4 веке Никейский собор вдруг не признал их каноном. И тогда все запуталось и оказалось,, что тогда бог самого себя послал на землю, что бы самому себе быть принесенным в жертву, во искупления грехов в своих же глаза жертвой себя себе.
Павел же формирует в своих посланиях уникальную доктрину, которой больше нигде нет, который у Иисуса нет – что спасение  отделено от дел человеческих. И том, что человек порочен изначально, и спасает его жертвоприношение Иисуса и вера, а не дела. Притом, что по совам Иисуса даже за то, что обозвал брата безумцем, можно лишиться спасение – так сильно влияют именно дела!
Павлу  приписывают 14 Посланий – это комментарии, толкования и объяснение учения Иисуса, задним числом написанное тем, кто его не знал. Это  объяснение, что он имел ввиду, по мнению Павла – то есть это именно мнение Павла. Например, он пишет:
«Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».
Хотя обрезание предписано Законом Моисея и Иисус говорил, что ни одна заповедь (то есть  и обрезание тоже) не исчезнет, пока существует мир.
Еще слова Павла:

«Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, – говорит Павел, – и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть»

Сайт Гермополь - germopol.ru
Сайт Омниасофия - omniasophia.ru

LVXADONAI

И это мнение Павла – а мнение Иисус, что «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном».

Павел, а не Иисус отменяет иудейские законы, обрезание и все прочее – это открывает огромные возможности для проповеди среди не иудеев.

Христос говорит: «Не клянись вовсе и кесарю отдавай только то, что кесарево, а то, что Богово — твоя душа — не отдавай никому».

Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».

Христос говорит: «Взявшие меч от меча погибнут».

Павел говорит: «Начальник есть божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч, он — божий слуга... отмститель в наказание делающему злое».

И эти два расхождения в словах Иисуса и Павла широко известны в России из работ Льва Толстого, которого предали анафеме за несогласие с православием.

Он принимал веру, но не церковь и написал статью: «Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении», где пишет:

«Сущность учения Христа в том, что истинное благо человека — в исполнении воли отца. Достигнуть этого можно только возвышением в себе духа, перенесением жизни в жизнь духовную.

Сущность учения Павла в том, что смерть Христа спасает людей от их грехов и жестоких наказаний, предназначенных богом теперешним людям за грехи прародительские. А единственная обязанность человека — это вера в то, что Христос своей смертью искупил и искупает грехи людей».

Эта вера в искупительную жертву – не проповедана Иисусом, она проповедана Павлом – который ее и поставил в центр уже именно всего религиозного учения, созданного после Иисуса по мотивам Иисуса и по воле Павла.

Иисус прямо отказывается лечить одержимых язычников, говоря что послан только «к погибшим овцам дома Израилева» - то есть он иудей и проповедь его иудейская, для иудеев, это не касается других народов и религий. И сравнивает отношения с язычниками с тем, что бы хлеб бросить псам. И не раз подчеркивал – не будьте такими, как язычники, вы не они! Он иудейский проповедник, и все его слова и дела касаются только иудеев, которых он учит их общей вере – иудаизму.

Павел  говорит: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос». Он всех спас! Даже тех, к кому, по его же словам, не приходил вообще.

И это отличная основа именно для массовой проповеди – учение для всего мира и всех народов, спасение простым  признанием жертвы Иисуса, отказ от иудейских законов, требования обрезания, кашрута и прочее – это упрощение и массовость, это позволяет распространить проповедь на большую аудиторию, на язычников и начать массовое распространение новой религии – религии Павла. Паулианства.

И это встретило сопротивление, в Деяниях пишут:

«На другой день Павел пришёл с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры»

Пресвитеры – вообще это степень священства христианства, это так же что-то вроде главы религиозной общины. Часто используется термин «апостолы и пресвитеры». Пресвитеры, зовущие Павла братом – его собратья по вере. И далее:

«Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его»,

И как они реагируют на проповедь среди язычников? Читаем:

«Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям».

Собратья по новой вере  обвиняют Павла в отступлении от иудейского учения и закона! Ради массовости обращения в веру. И дальше следует конфликт, покушение на убийство и необходимость спасать Павла силами римского войска от возмущенной толпы – вот именно тут он и вспоминает, что он римский гражданин.

И в Послании Галатам Павел фиксирует свое мнение как единственно правильное – и все кто против будут прокляты:
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
Но если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Он сам получил все в видениях с неба – но теперь если снова кому-то будут видения, если ангел спустится с неба и скажет, что он не прав, ангелу верить не надо – истина у Павла, а кто даже ангела господним поверит против Павла – тому анафема!

И далее, там же:

«Когда же Петр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием».

То есть его мнение – истина, верит надо ему, а не даже ангелам господним, и он уже прямо противостоит другим апостолам, в ответ на что Петр его проповеди называет «неудобовразумительными».

Вот где формируются идеи христианства – в проповедях Павла, во второй половине 1 века, после смерти Иисуса и без его участия, и вопреки его словам.

Второй век -  написаны первые Евангелия, запись устных преданий о Христе, сделанная от имени его апостолов. Три Евангелия схожи между собой, а одно отличается, и написаны они на основании чего-то, каких-то источников.

С 19 века существуют теории о источнике, не просто устных преданий, а именно записанных высказываний и так далее, некоего загадочного и не сохранившегося источника Q. Либо, более вероятно – двух источников, на основании которых писались  Евангелия - по одному евангелие от Марка, а по второму все прочие.

Учение фиксируется письменно – причем есть и другие Евангелия тех же лет, гностическое Евангелие от Фомы, например, которые позже просто были отброшены, они не вписались в то, как сложилось учение, и были признаны апокрифами.

Это учение изначально раздроблено на множество течений, оно никогда не было единым, и даже первый Собор, призванный объединить христиан (точнее – паулиан) уже вносит раскол. Множество таких расколов породило и множество современных христианских течений,

И наметилось это уже при Павле, 1 Послание Коринфянам: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»». То есть уже при Павле есть разные группы и течения, которые перенимают разные версии учения от разных апостолов и отделяются друг от друга.

И учение, созданное Павлом на основе преданий о Христе получает распространение. В том числе через Августина Блаженного. До него признавалась полная свобода воли и спасение делами, Августин же принял идею Павла о первородном грехе и спасении лишь через благодать Иисуса,  и о том, что тем, кто спасется, предопределено быть спасенными, и именно его усилиями эти идеи стали стандартом.

Было иное мнение. Пелагий учил, что  человек сам выбирает добро и зло, первородный грех не имеет над ним власти, а Адам и Иисус лишь служат примером, Адам – плохим, Иисус – хорошим, но все решают дела человеческие. Но он не вписался в идеи Павла, и был отвергнут, как еретик.

И в современном учении нет и следа аскетизма, пацифизма, практики уединенных молитв, кратких, вне храма и обращенных только к богу и ни к ому больше. Нет соблюдения закон Моисея. Нет очень многого из того, что прямо говорит Иисус, но много того, что добавил от себя Павел.

Это учение  идет в куда большей степени от Павла, чем от Христа. И строго говоря это уже не христианство (учение Христа), а паулианство (учение Павла о Христе). Именно паулианство и называют христианством, с тех пор и в наши дни. Это уже не учение Христа, а учение о Христе.  Точнее много учений, из которых ни одно не следует за словами Иисус, который вообще не учил новой религии – он учил ортодоксальному  иудаизму.

Он принял учение от группы последователей Иоанна Крестителя, своего двоюродного брата и начал проповедь
Не претендовал на то, что он машиах, даже сам отрицал это, но все же был убит римлянами, потому что его все же сочли машиахом, а это политические опасно.

И видимо не зря Ницше называет Христа единственным христианином, который жил по учению Христа и исполнял его.

Во времена Никейского Собора, и позже христианства уже не существовало – только паулианство, учение не Христа, а о Христе, созданное апостолом Павлом. А потому нет, нельзя назвать Иисуса одним из учителей человечества – того, чему он учил давно не существует.
Сайт Гермополь - germopol.ru
Сайт Омниасофия - omniasophia.ru